Уважаемые жители и гости столицы относитесь бережно к памятникам и объектам историко-культурного наследия, это визитная карточка столицы, история города, ваша гордость, наследие.

Школа Косшыгулова Бывшая мусульманская школа конец XIX в., город Астана, ул. Отырар, 31 Части особого назначения Константино-Еленинская церковь проспект Республики, 12-Б Конгресс-холл (до 1999 г. - Дворец целинниников) Здание торгового дома купца М.К.Кубрина 1905-1907гг, ул.К.Кенесары, 37 Метеорологическая станция Купеческий дом 1846г. ул.Ауэзова, 20 (78) Здание Комитета Государственной безопасности 50-е годы ХХ в., ул.Бегельдинова, 74/1 ОГРАЖДЕНИЕ «ЗЕЛЕНОЙ» МЕЧЕТИ 1895г., пр.Абая, 83 Жилой дом купца П.С. Силина Дом П.Г.Моисеева 1914-1918-1921 гг., ул. А. Букейхана, 40 Дом купца Д.В. Егорова конец XIX в., ул. Ауэзова 5а (49) Вокзал Больница купца С.А.Кубрина 1880г. ул. А.Джангильдина, 40 Монументальное сооружение «Астана-Байтерек» 2002 г., левый берег р. Есиль, центральная часть водно-зеленого бульвара Мемориально-музейный комплекс памяти жертв политических репрессий и тоталитаризма «АЛЖИР» 2007 г. Целиноградский район, село Акмол Здание акимата города Астаны 1958 год, улица Ж.Омарова, 60 Дом пионеров (60-е годы, ХХ в., ул.Бейбитшилик, 6) Дворец железнодорожников ГИМНАЗИЯ конец XIXв., ул. Жельлтксан, 13 (Академический русский театр драмы им.М.Горького) Жилой дом доктора Ф.И. Благовещенского

Вокзал

Историко-архитектурный комплекс памятников вокзала и привокзальной площади располагается в северной части города на границе жилой и промышлен­ной зон. Памятник связан с историей же­лезнодорожного строительства, участием акмолинцев в Великой Отечественной во­йне и освоением целинных и залежных земель.

Первой железной дорогой советско­го периода стал построенный в 1920­1922 гг. участок Петропавловск - Кокче­тав. В связи с необходимостью развития глубинных регионов Казахстана и вы­воза зерна, участок был продолжен в1926-1931 гг. через ст. Курорт Боровое и Акмолинск до Караганды. Общая длина превысила 700 км. 8 ноября 1929 г в го­род Акмолинск прибывает первый поезд. В октябре 1930 года станция Акмолинск была принята в постоянную эксплуатацию, имела 7 сквозных путей, 3 коротких тупика. На станции Акмолинск с начала30-х годов функционировало одноэтаж­ное строение барачного типа, служившее помещением станции.

           В 50-х годах ХХ века для Акмолинска и всего Северо- Казахстанского региона начинается новое время. Порезультатам сентябрского пленума ЦК КПСС в г. Акмолинск было направлено огромное количество молодежи для работы на целинных зем­лях. Первым прибыл в Акмолинск 2 марта отряд ком­сомольцев и молодежи из Алма-Аты. Пятого марта состоялась торжественная встреча делегации прибы­вающих из центральных регионов Советского союза. Только в первой половине 1954 года в Акмолинск поднимать целину прибыло более 20 тыс. человек.

13 июня 1958 году согласно приказу министра пу­тей сообщения упразднялись Туркестано-Сибирская. Карагандинская железные дороги и была организова­на Казахская железная дорога

Она стала самой крупной в СССР железной до­рогой, имея протяженность свыше 11тысяч км. состояла из 15 отделений и объединяла все широтные и меридиональные магистрали, соединяющие Казахстан с Сибирью, Уралом, Поволжьем, Кыргызстаном и Средней Азией.

Главной хлебной магистралью Казахстана было Акмолинское отделение  дороги. В горячие дни целинной жатвы каждые сутки отправлялось по 12-15 сдвоенных маршрутов пшеницы.

На железнодорожных станциях. находящихся в пределах Целинного края, в 1960 году было погруже­но около 9 млн. тонн зерна. Из них на участке Казах­ской дороги 7 млн. тонн.

В 1961-64 годах на станции Акмолинск возводится новое двухэтажное здание вокзалa. На месте старо­го, построенного в 30-х годах одноэтажного здания возводится трехэтажное вспомогательное здание,  в котором размещаются кассы.

     Трудовой подвиг первоцелинников всегда оцени­вался очень высоко. Одним из примеров может яв­ляться событие, произошедшее 23 января 1964 года.

Накануне открытия 3-й Краевой комсомольской конференции, ее делегаты установили на здании железнодорожного вокзала мемориальную доску с надписью «5 марта 1954 года по призыву КПСС сюда прибыл первый эшелон посланцев Ленинского комсомола ­покорителей целины».

Один из примечательных фактов истории железно­дорожного транспорта Казахстана: 20 февраля 1986 г. впервые в мире по Целинной желез­ной дороге проведен состав в 440 вагонов - общим весом 43,4 тысячи тонн и длиной 6,5 км.

Город и станция вместе с ним росли,пассажиропоток значительно увеличился к началу 80- х годов, возникает необходимость расширения городского вокзала.