Уважаемые жители и гости столицы относитесь бережно к памятникам и объектам историко-культурного наследия, это визитная карточка столицы, история города, ваша гордость, наследие.

Школа Косшыгулова Бывшая мусульманская школа конец XIX в., город Астана, ул. Отырар, 31 Части особого назначения Константино-Еленинская церковь проспект Республики, 12-Б Конгресс-холл (до 1999 г. - Дворец целинниников) Здание торгового дома купца М.К.Кубрина 1905-1907гг, ул.К.Кенесары, 37 Метеорологическая станция Купеческий дом 1846г. ул.Ауэзова, 20 (78) Здание Комитета Государственной безопасности 50-е годы ХХ в., ул.Бегельдинова, 74/1 ОГРАЖДЕНИЕ «ЗЕЛЕНОЙ» МЕЧЕТИ 1895г., пр.Абая, 83 Жилой дом купца П.С. Силина Дом П.Г.Моисеева 1914-1918-1921 гг., ул. А. Букейхана, 40 Дом купца Д.В. Егорова конец XIX в., ул. Ауэзова 5а (49) Вокзал Больница купца С.А.Кубрина 1880г. ул. А.Джангильдина, 40 Монументальное сооружение «Астана-Байтерек» 2002 г., левый берег р. Есиль, центральная часть водно-зеленого бульвара Мемориально-музейный комплекс памяти жертв политических репрессий и тоталитаризма «АЛЖИР» 2007 г. Целиноградский район, село Акмол Здание акимата города Астаны 1958 год, улица Ж.Омарова, 60 Дом пионеров (60-е годы, ХХ в., ул.Бейбитшилик, 6) Дворец железнодорожников ГИМНАЗИЯ конец XIXв., ул. Жельлтксан, 13 (Академический русский театр драмы им.М.Горького) Жилой дом доктора Ф.И. Благовещенского

Константино-Еленинская церковь проспект Республики, 12-Б

Старейший в городе православный храм располагается в центральной части города недалеко от проспекта Республики. Его строительство связано с развитием торговли и увеличением числa жителей в Акмолинске.

12 сентября 1849 года священник походной Акмолинской церкви Михаил Никольский обратился с прось­бой к пограничному начальнику разрешить начать строительство церкви с раннейвесны 1850 года. Проект и смета на постройку деревянного храма были разработаны к июню 1850г. Вести строительство поручили инженер-поручику Г.А.Воротникову – гарнизонному инженеру укрпеления.Воротников осуществлял техни­ческий надзор за возведениеми ремонтом фортификационных сооружений, военных и гражданских зданий. Ознакомивших с проектом и сметой, опытный инженер, исходя из геологических условий выбранной площадки, предложил уменьшить глубину заложения и мощность фундамента. Это позволило сократить земляные рабо­ты расходы, строительных материалов что, при недостат­ке средств, оказалось очень кстати. Омское инженерное управление одобрило изменения, вносимые в проект. Церковь строилась в 1854-1856 гг. за счет казны Си­бирского казачьего войска.

На время возведения церкви в Акмолинском укрепле­нии был создан специальный строительный комитет, в который вошли командующий военным отрядом, гарни­зонный инженер Г. А. Воротников, священник походной церкви и представители от прихожан. Председателем ко­митета утвердили командующего отрядом майора Сизых. Его подчиненные, помимо выполнения своих прямых во­инских обязанностей, должны были постоянно работать на строительстве. В 1853 году в укреплении предстояла постройка отрядного штабного здания, капитальный ремонт обветшавших казарм, заготовка леса для пикетов по Каркаралинскому тракту.

Дополнительная, причем практически неоплачиваемая работа по возведению церкви могла подорвать и здоровье  и материальное состояние военнослужащих.

Понимая ситуацию, майор Сизых просил строить цер­ковь не силами отряда, а путем вольного найма. В марте 1854 года майору Сизых доставили из Омска срочный па­кет. В письме сообщалось: «... Государь император по­велеть соизволил в Акмолинском укреплении построить церкву во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены».

8 июля 1856 года соборный протоиерей Иоанн Торопов  освятил церковь во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены. Первым настоятелем церкви стал священник Михаил Никольский. Окончательные работы по внешней отделке храма завершились летом 1858 года.

Указом от 27 апреля 1893 года Тобольская духовная консистория разрешила, по требованию Акмолинского ка­зачества, перенос Константино-Еленинской церкви в Ак­молинскую станицу на площадь. Закладка на станичной площади была произведена 14 мая 1900 года. Процесс переноса был завершен к началу 1902 года.

По-прежнему храм был устроен однопрестольным в пла­не, выдержан в форме правильного креста, но появились и существенные изменения: храм стал пятиглавым. Это со­ответствовало официальному направлению зодчества тех лет.

В 1938 году Константино-Еленинская церковь была закрыта. Были сняты кресты и колокола, разобрана коло­кольня. В 1940 г. здание было передано под историко-кра­еведческий музей. Во время Великой Отечественной войны в 1941-1942 годах в здании церкви размещался отдельный батальон связи 29 стрелковой дивизии, формировавшейся в Акмолинске. В 1942 году, по многочисленным просьбам ­верующих, в Акмолинске было разрешено возобновление богослужений в Константино- Еленинской церкви.

Храм однопрестольный в плане, пятиглавый, выдержан в форме правильного креста. Длина постройки - 33 м, ши­рина - 8 м. Две выдающиеся по сторонам пристройки, придающие храму в плане вид креста, имеют размеры 3,6х4 м. Строгие и вместе с тем, изящные линии контуров православного храма устремлены ввысь, придавая зданию воздушную легкость и на­рядность.

Над кубическим объемом возвышается 8-гранный барабан с окнами, покрытый по­логим шатром, завершенным главкой. Над притвором возвышается колокольня, имею­щая прямоугольное основание, 8-гранныйбарабан и, в верхней части - пролеты звон­ницы, перекрытые также пологим шатром с такой же главкой, что и центральный шатер. Колокольня размещена над западным входом в здание. В настоящее время она ошту­катурена и производит впечатление камен­ной. Памятник представляет ценность, как единственное в городе культовое сооруже­ние, сохранившееся с XIX века, и отражает развитие культуры города на определенном этапе в истории градостроительства.

Римский император Константин Вели­кий (306-337 гг.) известен в истории изданием в 313 году Миланского эдикта о веротерпимости и распространением его в 323 году, после своей интронации, на всю империю. Впервые после трехсот лет гонеиий, христиане получили возможностъ открыто исповедоватъ свою веру.

Императрица Елена, матъ импера­тора Константина, в 326 году вместе с Иерусалимским Патриархом Мака­рием нашла одну из главных религии реликвий христианского мира Животворящий Крест, на котором был распят Иисус Христос. Находясъ в Палестин, императрица приказала освободитъ все места, связанные с земной жизнью Хри­ста, от всяких следов язычества, повелела воздвигнуть в этих памятных ме­стах христианской церкви.